Храм Успения Богородицы
подворья Оптиной Пустыни
Главная
Карта сайта
Написать письмо
  Писание
  Библиотека
  Фото
  Школа
  Пасхалии
  Музыка
  Ресурсы
 
Священное Писание > Понятие о священном писании

 Понятие о священном писании
   

Священное Писание – книги написанные святыми мужами и апостолами по вдохновению от Святаго Духа и которые содержат божественное откровение о домостроительстве нашего спасения. Первые термины “Писание” и “Священное Писание” в отношении к Ветхому Завету мы находим уже в книгах Нового Завета: Мф.21:42; Мф.22:29; Мф.26:54; Мк.12:10; Мк.14:49; Лк.4:21; Ин.5:39: Ин.7:38; Ин.13:18; Ин.17:12; Рим.1:2; Рим.4:3; Рим.9:17; Иак.2:23; Иак.4:5; 1Петр.2:6; Тим.2:6; Тим.3:16 и другие. Обилие цитат является доказательством того, что эти термины появились не случайно и новозаветные авторы использовали их уже как данную ветхозаветную традицию.

Писание называется также “Книгами”. Этот термин мы находим в самом Ветхом Завете: Ис.34:16; Дан.9:2; Неем.8:18; в неканонической книге - 1 Макк.12:9. Примечательно, что в этой книге, написанной на греческом языке, слово “книга” берется из еврейского языка и употребляется слово “та библиа” - буквально обозначающее “Книги”.

Это слово этимологически коренится в тех далеких временах второго тысячелетия до Рождества Христова, когда финикийцы города Библоса превратили свой порт в главный склад и рынок папируса. И уже во II веке по Рождестве Христовом неизвестный христианский автор (автор так называемого II Послания Климента) употребляет к названию всех книг Ветхого Завета слово “библиа” - “Библия”. В конце II века этот термин присваивается и к Новому Завету, а с V века – это общеупотребительный термин всего христианского Востока. Затем происходит трансформация этого термина на латинский язык – “та библиа” - “Biblia” (т.е. множественное число греческого языка в латинском написании используется в смысле единственного и в этом переходе мы также можем видеть ощущение единства всего Писания) .

Само слово “Завет” неслучайно. Именно этим словом обозначаются главнейшие события в истории спасения, то есть заключение союзов между Богом и людьми. Сначала, устанавливается союз с отдельными праведниками: Ноем, Авраамом, Исааком, Иаковом, с Моисеем и народом на горе Синае, и в конце через Иисуса Христа с Церковью спасаемых. Еврейское слово “Берит” в буквальном значении означающее – союз, договор или согласие, - как раз и является ключевыми понятием, описывающим те особые отношения, которые были установлены между Богом и людьми. На греческий язык это слово было переведено как [диафики], что обозначает договор, завещание или Завет.

Подобное значение имеет и латинское слово testamentum. Так Слово “Завет” вошло в наименование Священного Писания.


 
 Краткая история канона книг священного писания
   
Понятие “КАНОН”

Греческое слово КАНОН или еврейское слово КАНЕ – первоначально означало измерительную трость. У Александрийских и греческих ученых – образец, правило; у грамматников это слово означало правила склонения грамматических форм; у критиков древней литературы – каталог произведений; у новозаветных писателей – нравственные правила (Гал.6:16; Фил.3:16; 1 Кор.10:13-16; ). Со значением нравственных правил слово “канон” употребляется и у мужей апостольских Иринея Лионского, Климента Александрийского и др. По отношению к книгам Священного Писания слово “канон” употребляется для обозначения богодухновенности определенного сборника книг, составляющих Святую Библию.

Понятие “БОГОДУХНОВЕННОСТИ”

“Все Писание богодухновленно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…” (2 Тим. 3:16)

Для создания Библии Господь обращался к посредству людей, говоря с человеком на языке человека. Священный писатель, вдохновленный от Бога для написания своего произведения не утрачивал ни свой образ мыслей ни своих характерных черт, ни своего таланта. И сквозь призму своей личности пропуская чистейший свет Слова Божия, этот автор не искажал истинного значения Божественного откровения. Основной признак богодухновенности – это призыв и повеление Самого Бога записать слова Божии. Так, следуя этому, поступали святые пророки: Моисей (Исх.17:14; Числ.32:2), Аввакум (Авв.2:2), Исаия (Ис.8:1), Иеремия (Иер.36:2), Даниил (Дан.12:4). И сам Иисус Христос говоря о письменном творчистве царя и пророка Давида указывает на действие Святого Духа (Мк.12:36 срав Пс 109).

Счисление книг Ветхого Завета и разделение их на части

Воскресший Господь во время явления Своего апостолам, свидетельствуя о исполнении древних пророчеств сказал: “Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах” (Лк.24:44).Так наставляя Своих учеников Господь употребил существовавшее в то время трехчастное деление ветхозаветных книг:

ТОРА – закон, учение;
НАБИИМ - пророки (“наби”-пророк);
ХЕТУБИМ – писание.

Эти три части в древности носили название ТОНАХ (составное слово состоящее из первоначальных слогов этих трех разделов).

ТОРА – включает в себя пятикнижие Моисеево т.е.

ПРОРОКИ – восемь книг:

Главные пророки (ранние):

Младшие пророки (поздние):

Книги 12 малых пророков:

ПИСАНИЯ:

3 поэтические книги:

5 книг “Мегилот” (свитки):

3 поздние повествовательные книги:

Таким образом всего насчитывается 24 книги Ветхого Завета, по числу букв греческого алфавита, принятых как Священное Писание в дневнеевреской традиции (Талмуде). В счислении иудейского историка Иосифа Флавия (род 37 г. По Р.Х.) говорится о 22 книгах (по числу букв еврейского алфавита) т.к. он соединил книгу Судей и Руфь, а также Плачь Иеремии с книгой пророка Иеремии. Весь указанный список был воспринят и Церковью Новозаветной.

Неканонические книги Ветхого Завета

V век до Р.Х. – время деятельности Ездры и Неемии - это время фиксации текста , усиленной работы над Священным Писанием так называемых “соферим” - счетчиков. “Соферим” являются в то время охранителями ветхозаветного сборника. Это свидетельство принимается и отцами Церкви. В дальнейшем на иудейском Ямнийском собрании (конец I века по Р.Х.) канон книг был органичен только лишь теми, которые были написаны на древнееврейском языке – этому же канону следуют и протестанты. Но с самой древности христиане использовали для назидательного чтения и книги написанные на древне-греческом языке - ныне считающиеся неканоническими. Такие как книги:

А также неканонические вставки:

В первые века христианства эти книги часто предлагались для чтения катехуменам т.е. тем, которые готовились принять таинство Святого Крещения. С точки зрения православной Церкви неканонические книги тоже относятся к Священному Писанию хотя и содержат наряду с богооткровенными истинами частные взгляды авторов, что однако не препятсвует их помещению вместе с каноническими книгами, имеющими несомненную печать богодухновенности.

Книги Нового Завета

В Новом Завете насчитывается 27 канонических книг, которые принимают все христианские исповедания. Подразделение на 260 глав по мнению специалистов восходит к архиепископу Кентерберийскому Стефану Лангтону (+1263г.), а разделение на стихи - к издателю греческого новозаветного текста, Роберту Стефану, которое и было им введено в его издании 1551года.

Все остальные книги, носящие даже наименование Евангелий и имеющие в надписании имена Апостолов Христовых и Его ближайших учеников, но не входящие в канон 27 книг Нового Завета являются апокрифическими т.е. подложными, неподлинными.

Список канона Нового Завета:

ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ:

КНИГА

СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ:

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА:

КНИГА

Составитель А.Северюхин

Санкт-Петербургская Духовная Академия


 
 
 

 
Писание | Библиотека | Школа | Фото | Пасхалии | Музыка | Ресурсы

р/с 000701305 в АБ "ВЕДА",
к/с 800161751 в ЦРКЦ ГУ ЦБ РФ
по Санкт-Петербургу
Санкт-Петербург, В.О.
наб.Лейтенанта Шмидта, д.27a
тел.355-7473; факс: 327-8809
Hosted by uCoz