Понятие “КАНОН”
Греческое слово КАНОН или еврейское слово КАНЕ – первоначально означало измерительную трость. У Александрийских и греческих ученых – образец, правило; у грамматников это слово означало правила склонения грамматических форм; у критиков древней литературы – каталог произведений; у новозаветных писателей – нравственные правила (Гал.6:16; Фил.3:16; 1 Кор.10:13-16; ). Со значением нравственных правил слово “канон” употребляется и у мужей апостольских Иринея Лионского, Климента Александрийского и др. По отношению к книгам Священного Писания слово “канон” употребляется для обозначения богодухновенности определенного сборника книг, составляющих Святую Библию.
Понятие “БОГОДУХНОВЕННОСТИ”
“Все Писание богодухновленно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…” (2 Тим. 3:16)
Для создания Библии Господь обращался к посредству людей, говоря с человеком на языке человека. Священный писатель, вдохновленный от Бога для написания своего произведения не утрачивал ни свой образ мыслей ни своих характерных черт, ни своего таланта. И сквозь призму своей личности пропуская чистейший свет Слова Божия, этот автор не искажал истинного значения Божественного откровения. Основной признак богодухновенности – это призыв и повеление Самого Бога записать слова Божии. Так, следуя этому, поступали святые пророки: Моисей (Исх.17:14; Числ.32:2), Аввакум (Авв.2:2), Исаия (Ис.8:1), Иеремия (Иер.36:2), Даниил (Дан.12:4). И сам Иисус Христос говоря о письменном творчистве царя и пророка Давида указывает на действие Святого Духа (Мк.12:36 срав Пс 109).
Счисление книг Ветхого Завета и разделение их на части
Воскресший Господь во время явления Своего апостолам, свидетельствуя о исполнении древних пророчеств сказал: “Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах” (Лк.24:44).Так наставляя Своих учеников Господь употребил существовавшее в то время трехчастное деление ветхозаветных книг:
ТОРА – закон, учение;
НАБИИМ - пророки (“наби”-пророк);
ХЕТУБИМ – писание.
Эти три части в древности носили название ТОНАХ (составное слово состоящее из первоначальных слогов этих трех разделов).
ТОРА – включает в себя пятикнижие Моисеево т.е.
ПРОРОКИ – восемь книг:
Главные пророки (ранние):
Младшие пророки (поздние):
Книги 12 малых пророков:
ПИСАНИЯ:
3 поэтические книги:
5 книг “Мегилот” (свитки):
3 поздние повествовательные книги:
Таким образом всего насчитывается 24 книги Ветхого Завета, по числу букв греческого алфавита, принятых как Священное Писание в дневнеевреской традиции (Талмуде). В счислении иудейского историка Иосифа Флавия (род 37 г. По Р.Х.) говорится о 22 книгах (по числу букв еврейского алфавита) т.к. он соединил книгу Судей и Руфь, а также Плачь Иеремии с книгой пророка Иеремии. Весь указанный список был воспринят и Церковью Новозаветной.
Неканонические книги Ветхого Завета
V век до Р.Х. – время деятельности Ездры и Неемии - это время фиксации текста , усиленной работы над Священным Писанием так называемых “соферим” - счетчиков. “Соферим” являются в то время охранителями ветхозаветного сборника. Это свидетельство принимается и отцами Церкви. В дальнейшем на иудейском Ямнийском собрании (конец I века по Р.Х.) канон книг был органичен только лишь теми, которые были написаны на древнееврейском языке – этому же канону следуют и протестанты. Но с самой древности христиане использовали для назидательного чтения и книги написанные на древне-греческом языке - ныне считающиеся неканоническими. Такие как книги:
А также неканонические вставки:
В первые века христианства эти книги часто предлагались для чтения катехуменам т.е. тем, которые готовились принять таинство Святого Крещения. С точки зрения православной Церкви неканонические книги тоже относятся к Священному Писанию хотя и содержат наряду с богооткровенными истинами частные взгляды авторов, что однако не препятсвует их помещению вместе с каноническими книгами, имеющими несомненную печать богодухновенности.
Книги Нового Завета
В Новом Завете насчитывается 27 канонических книг, которые принимают все христианские исповедания. Подразделение на 260 глав по мнению специалистов восходит к архиепископу Кентерберийскому Стефану Лангтону (+1263г.), а разделение на стихи - к издателю греческого новозаветного текста, Роберту Стефану, которое и было им введено в его издании 1551года.
Все остальные книги, носящие даже наименование Евангелий и имеющие в надписании имена Апостолов Христовых и Его ближайших учеников, но не входящие в канон 27 книг Нового Завета являются апокрифическими т.е. подложными, неподлинными.
Список канона Нового Завета:
ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СВЯТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ:
КНИГА
СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ:
ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА:
КНИГА
Составитель А.Северюхин
Санкт-Петербургская Духовная Академия
|